?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

А у нас снова важная информация! Для юных, любознательных и жаждущих постигнуть природу вещей!
Публикуем материал из 8 номера - про турниры для тех, кто удовлетворяет этим требованиям :)

У большинства школьных и олимпиадных задач ответ заранее известен и находится за относительно малое время  – от  нескольких минут до нескольких часов. Однако в науке, да и в жизни, часто встречаются задачи, в которых нет короткого ответа или найти его быстро не получается. Приходится делить задачу на части, выдвигать гипотезы и  проверять их экспериментально, по результатам строить иногда целую теорию. Именно поэтому такие задачи называют исследовательскими.

Задачи на исследование часто возникают из самых обычных явлений, которые нас окружают. Надо только уметь их увидеть и понять, что перед тобой – задача. И сформулировать вопрос. Например, почему лопаются мыльные пузыри? Во сколько раз страусиное яйцо варится дольше куриного? Почему в автобусе больше «трясёт» на заднем сиденье? Почему бывают сквозняки?

Оказывается, размышлять над некоторыми такими задачами и далеко продвинуться в их решении могут не только учёные, но даже школьники. И  для старшеклассников уже давно проводятся командные исследовательские турниры*. Замечательно, что совсем недавно появились два таких турнира и для средней школы. Это Турнир юных естествоиспытателей для 6 – 9 класса (http://тюе.рф) и Кировский турнир юных физиков для 7 – 9 класса (http://cdoosh.ru/kypt/kypt.html).

Условия задач публикуются на сайтах турниров. С этого момента начинается активная работа по их решению, длящаяся несколько месяцев. В команде над каждой задачей работают несколько человек (всего в команде обычно около шести участников). Руководители команды помогают в проведении экспериментов и обсуждении результатов, советуют подходящую литературу.

Итоги работы оформляются в виде презентации. Работы отсылаются центральному жюри, и лучшие команды приглашаются на очный тур. Там команды соревнуются друг с другом. В обсуждении каждой задачи участвует несколько команд. Одна рассказывает результаты своих исследований, другая – находит недочёты и ошибки, третья – даёт оценку действиям первых двух команд. Жюри проясняет возникшие научные вопросы и подводит итоги.

Приглашаем и вас попробовать свои силы в этих турнирах. А для затравки приведём несколько интересных задач.

1. Если расположить перед ртом на расстоянии 5 см кисть руки (лучше наружной стороной) и начать её обдувать, то можно обнаружить следующий эффект. Когда губы сложены «трубочкой», то при выдувании воздух нам кажется прохладным; когда же воздух выдувается через полностью раскрытый рот – поток кажется нам тёплым. Объясните, чем вызвано отличие восприятия температуры потока воздуха.

Кировский турнир юных физиков, 2013 год

2. В фантастическом фильме «Муха» изображена обычная комнатная муха, увеличенная до размеров взрослого позвоночного животного. Причём все её функциональные возможности (способность к полёту, питание полужидкой едой, трахейное дыхание и т. п.) сохранены. Возможно ли существование подобных представителей типа членистоногих в реальном мире? Свою точку зрения обоснуйте.

Кировский турнир юных биологов, 2007 год

3. В июне месяце в России наблюдаются короткие ночи – самая короткая 22 июня. Потом до 22 декабря продолжительность ночи увеличивается. Это увеличение длительности ночи происходит как за счёт более позднего восхода солнца, так и за счёт более раннего захода солнца. Как и почему это происходит?

Турнир юных естествоиспытателей, 2012 год

4. По внутреннему строению тело человека значительно асимметричнее, чем по внешнему. С чем это может быть связано? Верно ли это наблюдение для всех животных? Можно ли распространить этот принцип на остальные живые организмы? Приведите примеры и сделайте соответствующие пояснения.

Московский турнир юных биологов, 2009 год

5. Поставьте горящую свечу в блюдце, наполненное водой. Теперь накройте свечу прозрачным стаканом.
Объясните наблюдаемые физические явления. Исследуйте зависимость величины подъёма уровня воды в стакане от различных существенных параметров.

Турнир юных естествоиспытателей, 2012 год

----------------------------

* Вот некоторые из них:

Comments

( 2 комментов — Оставить коммент )
lomeo
Oct. 18th, 2013 02:57 pm (UTC)
Поправьте, пожалуйста, ссылки на турниры (первые три).
kvantik12
Oct. 21st, 2013 02:10 pm (UTC)
Спасибо за замечание! Ссылки поправили.
( 2 комментов — Оставить коммент )

Календарь

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow